О проекте Туған жер Сакральная
география
Современная
казахстанская культура
100 новых
лиц
100 новых
учебников
Переход
на латиницу
Контакты
Каз     Рус     Eng
Управление внутренней политики
Акмолинской области
8(7162) 72-20-04

Скала Окжетпес (Бурабайский район)

(Не долетит стрела)

Величественная скала Окжетпес (в переводе на русский язык - не долетит стрела). Высота ее не пре­вышает трехсот метров над уровнем моря. Она укра­шение берега озера Аулиеколь (Борового). По свиде­тельствам, об этой скале было сложено более шестнад­цати легенд и сказаний.

При написании своей широ­ко известной поэмы "Кокшетау" поэт, государственный деятель Сакен Сейфуллин обращался к этим живитель­ным источникам народного художественного творче­ства и придал им особый смысл, особое звучание. Ве­ликий поэт казахского народа, мастерски владея сло­вом, сумел точно, талантливо передать суть легенды Окжетпес и она, по-новому озвученная им, стала сим­волом любви и верности, женской чести и достоин­ства.

Наиболее известны в народе три легенды о скале Окжетпес.

1...Великую Степь то и дело сотрясали большие и малые набеги монголов, джунгар, калмыков. Враги ее были беспощадны: разоряли аулы, угоняли скот, уби­вали мужчин и детей, брали в полон женщин и деву­шек, уводили их в рабство...

Грозный хан Среднего жуза - Абылай нередко на­казывал обидчиков, давал им понять, что посягатель­ство на Великую Степь, на ее народ не может оставаться безнаказанным. И он мстил особо ретивым, неугомон­ным, злобным...

Однажды хан Абылай одержал сокрушительную победу над калмыками и вернулся с большой добычей из похода в родные края. В тени одной из приозерных скал Абылай решил разделить все добытые в сраже­нии трофеи между участниками победного похода. Всем всего досталось сполна. Осталось решить лишь одно - кому отдать плененную юную красавицу калмычку?

Слишком многие из воинов хотели видеть ее своей женой. Но калмычка на каждое предложение отвечала категоричным отказом.

Затянувшийся спор между воинами, претендующи­ми на руку и сердце красавицы -калмычки, озадачил хана Абылая. Чтобы ненароком не обидеть кого-либо из своих доблестных воинов и не неволить в выборе красавицу-калмычку, он предложил ей самой опреде­лить достойного.

Красавица-калмычка прислушалась к мудрому со­вету хана Абылая. Но разрешить спор между разгоря­ченными джигитами решила по-своему. Она взобра­лась на вершину скалы, у подножия которой располо­жились воины, укрепила свой белый платок на ее вер­шине и сказала:

- Стреляйте, джигиты! Чья стрела долетит до вер­шины горы, за того я выйду замуж!..

Долго соревновались джигиты, много стрел выпу­стили из своих луков, но ни одна из них не долетела до вершины скалы, не говоря уже о том, чтобы кос­нуться своим острым жалом вывешенного белого плат­ка...

Разгневался хан Абылай и на своих неумелых вои­нов, и на упрямую калмычку и приказал ей спуститься с вершины каменной скалы...

Но ослушалась грозного хана Абылая красавица-калмычка, поступила вопреки его воле. Она прекрасно понимала, что только на вершине горного утеса она вольна и свободна. Если же вновь спустится в ставку разгневанного, жестокосердного хана, то лишится последнего, что у нее сейчас есть. В лучшем случае может стать наложницей или женой нелюбимого чело­века. Ни то, ни другое было ей не по душе. Поэтому она решилась на последний, отчаянный шаг в ее юной жизни - бросилась с вершины горного утеса в воды Голубого залива озера Аулиеколь (Боровое).

Так погибла юная красавица-калмычка, бросив вы­зов ханской воле и всем желающим видеть ее своей женой. Девичья честь, достоинство, гордость оказались для нее превыше всего, и она не поступилась ими.

Вполне возможно, что со временем стерлись бы из людской памяти воспоминания о непокорной, своен­равной, свободолюбивой красавице-калмычке, если бы не случилось непредвиденного: на месте ее падения на озерной глади Голубого залива появился Жумбактас - скала - загадка, или как ее еще очень часто называют, - Сфинкс.

Каждый при взгляде на скалу видит нечто свое. Чаще всего она является взору то усталой, задумчивой старушкой, то молодой, целеустремленной девушкой... Некоторые же связывают облик этой скалы ни с моло­дой или старой женщиной, а считают ее символом ме­тущейся, беспокойной женской души. И это, если сле­довать легенде, ближе к сути поступка гордой калмыч­ки, ближе к реальности, к правде жизни. Впрочем, это только догадка, а не утверждение... Если со стороны озера всмотреться на ухо "Слона", вы увидите стоящую во весь рост девушку, держащую в руке платок.

2. Давным-давно это было. Жил-был у озера Боро­вого зажиточный бай. Всего у него было сполна. Но превыше всех своих богатств он ценил свою единствен­ную дочь-красавицу. Любил ее, выполняя каждое ее желание. Вопреки существующим обычаям и традици­ям, он отказывался выдавать ее замуж, какой бы ка­лым ему за нее не предлагали. Желая только счастья единственной дочери, он разрешил ей выбрать в му­жья того, кто был всего ближе ее душе и сердцу.

Бай объявил по всем ближним и дальним аулам о своем желании и в назначенный день у скалы собра­лись лучшие из лучших. Он сказал им:

- Мое условие таково: чья стрела долетит до вершины­ скалы, за того я выдам свою единственную дочь.
Кто будет пытаться, но не выполнит того, о чем я ска­зал, тому я отрублю голову...

Попытки джигитов оказались напрасными - ни одна стрела не долетела до вершины скалы, многие сложи­ли свои головы у ее подножия... Тогда дочь опять обра­тилась к отцу:

Касым выстрелил из лука. Но и его стрела не доле­тела до вершины каменного утеса. Приближенные бая тут же схватили беднягу, скрутили ему руки и уже были готовы отрубить ему голову. Но девушка остано­вила их, она вновь стала просить отца:

- Отец, - сказала она, - голову Касыма ты всегда успеешь отрубить... Помилосердствуй, позволь Касы­му выстрелить еще один раз...

Своенравный бай смирил свою гордыню, уступил желанию любимой дочери.

Пока батрак готовил лук и стрелу, девушка забра­лась на вершину каменного утеса, и чтобы подбодрить своего возлюбленного, запела его любимую песню. Голос у нее был чудесный. Он, как серебряный коло­кольчик, звенел, разливался над горами, над озерами, над лесами и это придало сил Касыму, стрела долетела до вершины и упала у ног его любимой.

Отпраздновали богатую свадьбу. После свадьбы Касым спросил у жены:

Помимо этих двух широко известных в народе ле­генд, путешественнику И.Т.Словцову удалось записать древнее предание о скале Окжетпес:

В дальние времена, когда только казахи владели Великой степью, на вершине каменного утеса жил ог­ромный Орел-вещун. Он зорко следил за всем, что происходило в округе. Многим был неугоден этот Орел, он не позволял своенравным и своевольным совершать неблаговидные поступки. Немало было тех, кто пытал­ся подстрелить Орла, но их стрелы не долетали до вер­шины каменного утеса, где обитала неугодная птица. Находились и те, кто пытался взобраться на вершину утеса, чтобы убить Орла и разорить его гнездо. Но все их многочисленные попытки были тщетны.

Спустя годы по степи пронесся слух, что Орел-вещун улетел. Но в памяти народной до сих пор свежо предание о гордой, вольной, вещей птице, которая жила на вершине ка­менного утеса, до вершины которого не долетит стре­ла, не всякий путник доберется...

А вот еще одна малоизвестная легенда об Окжетпесе.

До Жекебатыра или позже него, об этом точно ска­зать никто не может, в одном из мирных аулов Кокшетау родился необыкновенный мальчик. Он был круп­ным ребенком и с каждым днем он рос все больше и больше. К десяти годам он настолько вытянулся вверх, что стрела, пущенная с земли, долетала только до его груди. Люди стали называть его Окжетпесом, т.е. "Не долетит стрела". Насколько он был высок ростом, на­столько же был наделен недюжинной силой. Посколь­ку не было такой живности, которая могла его выдер­жать, он приручил слона.

Казахи всегда терпели набеги врагов. Со всех сто­рон, с жадностью голодных волков, совершали недруги набеги, опустошая  аулы. Но каждый раз на пути врага оказывался Окжетпес. И каждый раз враг тер­пел сокрушительные поражения, а оставшиеся в жи­вых уходили ни с чем. Однажды все враги казахов объе­динились и решили, во что бы то ни стало разгромить и разграбить аулы. Врагов было несметное число. Ок­жетпес несколько дней подряд громил и уничтожал неприятельских воинов. Наконец они дрогнули и пус­тились наутек.

Говорят, батыры бывают простодушными и довер­чивыми. Окжетпес решил, что враг больше не посмеет вернуться и поэтому стоит хорошенько отдохнуть и выспаться. Он искупался в водах Аулиеколя, вошел в лес у подножия Кокшетау и залег в тени деревьев. Враг не дремал. Он следил за действиями Окжетпеса, выс­ледил его и напал на беспечного батыра тысячами вои­нов. Оставшийся без оружия батыр стал вырывать де­ревья вокруг и крушить ими врага. (Во время битвы Окжетпес вырвал деревья у соседнего аула и там обра­зовалась поляна. И позже, через много лет, на этой поляне будет отдыхать Абылай-хан и люди назовут лу­жайку "Поляной Абылай-хана". Но это будет через тысячелетие). Но силы были слишком неравными - безоружный батыр и тысячи врагов, стреляющие по нему из луков, бросающие в него копья и бьющие его секирами. Окжетпес сильно устал. Он понимал, что стоит ему упасть, как на него набросятся, свяжут и будут издеваться. Плен - это позор! Тогда, собрав пос­ледние силы, он громогласно крикнул.

- О, Всевышний! Не дай умереть позорной смер­тью пленника! Преврати меня в камень!

Чтобы не отдать врагу своего слона, он приподнял его вверх и превратился в глыбу, так и застыл он в камне со своим поднятым слоном.

И так объясняют наши предки происхождение вер­шины Окжетпес.